ФУТБОЛЬНЫЙ СЕЗОН В КАЗАХСТАНЕ – 2010

© Александр ЛЯХОВ

Футбол в Казахстане как современная массовая культура

© Наталия ПАСЕЧНИК (USP), координатор массового футбольного шествия и диспута

Средства массовой информации Казахстана приглашаются на футбольный диспут в рамках казахстанского массового футбольного шествия Pepsi, стартующего в столичном спорткомплексе "Алатау" 22 мая в 11.00.

Массовое футбольное шествие - это серия встреч в городах Казахстана между болельщиками и ценителями футбольной игры. Шествие стартует в Астана (22 мая), затем пройдет в Караганде (23 мая), Актобе (28 мая), Атырау (29 мая), Шымкенте (30 мая) и завершится в Алматы футбольной Africa Night (5 июня). Арбитром шествия стал ветеран казахстанского футбола Владимир ПАВЛЮК.

Спонсором шествия стала Pepsi. Специальный мяч, которым будут играть массы казахстанских любителей футбола, передан звездами мирового футбола, такими как Месси, Лэмпард, Кака, Дрогба, Баллак, Аршавин, Анри и Торрес, казахстанским молодым спортсменам Танату НУСЕРБАЕВУ и Жамбылу КУКЕЕВУ. Именно они первыми, вопреки историческим стандартам выбора мировых селебрити, вошли в "сборную мира Pepsi 2010" и стали послами мирового футбола в Казахстане. Мотивом является желание дать шанс казахстанским спортсменам стать более известными и популяризировать массовый футбол в стране.

PEPSI АФРИКА ЖЖЖЁТ

Мировой футбол за 2-3 десятка лет совершил скачок от массового вида спорта до понятия массовой культуры. При этом, известно, что все попытки искусственной пропаганды чего-либо для превращения в массовую культуру терпят фиаско. Играет роль не количество носителей этой культуры, а ее особые качества. Какова же ценность массового футбола для Казахстана?

В массовом футболе, как в любом другом виде массовой культуры, есть исполнитель и есть зритель. Это две стороны одной медали. Одно без другого не существует. Любой экономический или общественный продукт всегда возникает в ответ на нужду потребителя. Можно ли, опираясь на это, утверждать, что болельщик массового футбола - это ведущая сторона процесса?

Появилось достаточно новое понятие - "журналистская картина мира", которая создается журналистикой, как системой, производящей социальную информацию. Сегодня основная масса общества, и Казахстан не исключение, формирует собственное видение мира, проблематику явлений и ситуаций, только исходя из информации, предоставляемой ей СМИ. Как всевозрастающая роль СМИ с усилением информационных технологий влияет на процесс развития массового футбола?

Кроме общепринятых ценностей, производимых любым массовым видом спорта, в виде формирования здорового образа жизни, продуктивного использования свободного времени, воспитания и путевки в жизнь, искусства "анти-усталости", фактически только футбол в глобальной мере рассматривается почти всеми странами мира, как возможность демонстрации своего развития, силы и престижа. Постоянное перемещение центра футбольного безумия на планете и страновые претензии на организацию футбольных мировых праздников, подтверждают это. Означает ли это, что развитие массового футбола в Казахстане лежит в основе профессионального футбола?

PEPSI АФРИКА ЖЖЖЁТ АСТАНА
Диспут в Астане

 
Все эти вопросы будут обсуждаться на футбольном диспуте в рамках шествия. Диспут проводится в форме ток-шоу в присутствии болельщиков.

Специальными экспертами массового футбольного диспута стали: Игорь СВЕЧНИКОВ (ветеран казахстанского футбола), Фарида ФАЙЗУЛИНА (профессор психологии), Александр ЛЯХОВ и Михаил МАРКИН (сайт "Казахстанский футбол"), преподаватели физической культуры Владимир ГОВОРУХИН (школа "Достар") и Амир МУЗОФАЛОВ (СШ "Мирас"), Олег ПРЕКРАСНОВ (Мини-Футбольная Лига Алматы), Николай ЖДАНОВ и Алмаз ТЮЛЕКИН (Tоday.kz), Саин ЕРМАГАМБЕТОВ ("Новое поколение"), Эрик САДЫКОВ ("Спорт-Экспресс"), Талгат САДЫКОВ ("Литер"), Нургазы САСАЕВ ("Алаш Айнасы"), Елдос УМУРЗАКОВ ("Жас казах"), Ольга ВЛАСЕНКО и Тулкин ТАШИМОВ ("Эксперт Казахстан"), Андрей ЛИЦОВ (ТК "Алматы"), Куанышбек ЕРНИЯЗОВ (YVision.kz) и другие. Ведущий диспута: Павел ЦИБУЛИН.

ФУТБОЛЬНОЕ ШЕСТВИЕ PEPSI ЗАВЕРШИЛОСЬ

© Наталия ПАСЕЧНИК (USP)

Завершилось в Алматы, пройдя по Астане, Караганде, Актобе, Атырау, Шымкенту, массовое футбольное шествие, спонсированное Pepsi. В футбольных турнирах шествия приняли участие 56 любительских футбольных команд, из которых было 42 команды детской Лиги. Открывший шествие футбольный диспут, проведенный в Астане, был завершен общим мнением, что массовый футбол необходимо развивать, как базу для большого футбола Казахстана.

Массовое футбольное шествие прошло с 22 мая по 5 июня. Игры проводились в виде турниров по мини-футболу. Регистрировалась взрослая и детская Лиги по 8 команд в каждой. Участники игр самостоятельно здесь же придумывали имена своим командам.

Итоги турниров шествия (сначала победитель Взрослой лиги, затем - Детской лиги):
Астана: "Астана Импорт-Экспорт" и "Жiгiттер";
Караганда: "Шахтер" (определялся победитель только в Детской лиге!);
Актобе: "Актобе-Рентген" и "Химик";
Атырау: "Бахтияр" и "Аблай Хан";
Шымкент: "Шолтекс" и "Коммунизм";
Алматы: "Кира" и "Бейбарыс".

PEPSI АФРИКА ЖЖЖЁТ АСТАНА
Астана
PEPSI АФРИКА ЖЖЖЁТ КАРАГАНДЫ
Караганды
PEPSI АФРИКА ЖЖЖЁТ АКТОБЕ
Актобе
 
PEPSI АФРИКА ЖЖЖЁТ АТЫРАУ
Атырау
PEPSI АФРИКА ЖЖЖЁТ ШЫМКЕНТ
Шымкент
PEPSI АФРИКА ЖЖЖЁТ АЛМАТЫ
Алматы

По словам профессиональных арбитров, судивших игры, игроки поражали своим энтузиазмом и желанием победить. В частности, Владимир Павлюк сказал: "Многие ребята показали отличную технику игры, а в упорстве им могли бы позавидовать и профессиональные спортсмены".

В ходе шествия мяч несколько раз был утерян, но благополучно возвращен организаторам. В Караганде подросток унес его домой показать братишке, в Актобе залетел за сетку, ограждавшую поле и укатился в канаву. В Алматы, после всех проведенных турниров, мячом во время дискотеки продолжали играть любители. В итоге он был отдан на память этим самым неустанным футболистам.

Организаторы и спонсор получили множество эмоциональных откликов на игры шествия в каждом городе. Азамат Сусыгариев (15 лет, Астана) сказал: "Мы, конечно, все время играем во дворе, но играть с незнакомыми ребятами, с профессиональным судьей, и когда вокруг так много незнакомых зрителей - азарта больше".

В массовом футбольном шествии Pepsi приняли участие более 10000 человек, среди которых, как игроки, так и те, кто приходил за них болеть: подруги, родители, братья.

На играх шествия было задано 5889 вопросов о футболе и звездах "сборной мира" Pepsi. При этом наибольшее количество вопросов было о казахстанском футболе (489 вопросов). Суммируя вопросы можно сказать, что любители футбола хотят знать, когда о казахстанском футболе заговорит весь мир.

Из звезд наибольшее количество вопросов поступило Андрею Аршавину (295 вопросов). Его болельщиков интересует: Сколько еще футболист будет играть за клуб "Арсенал"? Почему у него такие розовые щеки? Был ли он отличником в 3-ем классе школы? Как он понимает коллег по клубу "Арсенал"? Приехал бы он играть за Казахстан? Считает ли себя знаменитостью? Не собирается ли разводиться, и какая у него заработная плата?

В целом всем звездам были заданы вопросы:

  • Месси - 129 вопросов (Сколько голов забито за карьеру? Кем будет после завершения футбольной карьеры? Каков был путь к славе?)
  • Кукееву - 81 вопрос (Далеко ли Казахстану до побед? Кто сильнее - Нусербаев или Кукеев? Что нужно сделать игроку в Казахстане, чтобы стать известным футболистом? Каков был путь в футбол? Сколько часов в день занимают тренировки?)
  • Анри - 52 вопроса (Каков был путь в футбол? Приедет ли он когда-нибудь в Казахстан? Какие его жизненные принципы? Размер обуви?)
  • Торресу - 48 вопросов (Каков был путь в футбол? Кем будет после завершения футбольной карьеры? Увлечения кроме футбола? Как прицельно бить по мячу?)
  • Кака - 41 вопрос (Каков был путь в футбол? Любимая еда? История прозвища?)
  • Дрогба - 18 вопросов (Сколько голов забито за карьеру? Каков был путь в футбол?)
  • Лэмпарду - 14 вопросов (Каков был путь в футбол? Что считает своим лучшим футбольным трофеем? Как добился популярности?)
  • Баллаку - 12 вопросов (Сможет ли играть после травмы? Когда планирует завершить карьеру в футболе?)
  • Наименьшее количество было задано казахстанскому спортсмену Танату Нусербаеву (2 вопроса) и оба касаются его здоровья после перенесенной зимой травмы.

Все болельщики, задавшие вопросы, получат ответ лично на контакт, оставленный ими в анкете.

Спонсором шествия стала марка Pepsi, запустившая в 2010 году глобальную футбольную кампанию в партнерстве со звездами мирового футбола первой величины. Pepsi поддерживает любительский футбол и вдохновляет молодежь всего мира на эту потрясающую игру, на то, чтобы каждый смог изменить мир вокруг себя к лучшему. Впервые в "сборную мира" вошли два казахстанских спортсмена Кукеев и Нусербаев, чтобы популяризировать массовый футбол в Казахстане.

Организаторы и спонсоры выражают благодарность экспертам принявшим участие в диспуте, спортивной прессе Казахстана и всем, кто оказал поддержку и помощь футбольному шествию Pepsi 2010.

 Публицистика

 Наш спонсор

 Реклама