ФУТБОЛЬНЫЙ СЕЗОН В КАЗАХСТАНЕ – 2003

Футбол и деньги. А как у нас?

© Александр КЕПЛИН

Реально ли сегодня создание в Казахстане клуба, который, если не приносил прибыль, то хотя бы окупал собственные затраты? С таким вопросом корреспонденты "Гола" обратились к руководителям столичного "Жениса", кустанайского "Тобола" и семипалатинского "Елимая". Все трое ответили однозначно: "Нет". Попробуем вместе с ними найти ответ на вполне логично возникающий следующий вопрос: "Почему?". Итак, на чём зарабатывают клубы за рубежом и реально ли на этом заработать у нас?

1. Продажа билетов и абонементов

Несмотря на то, что в целом посещаемость футбольных матчей в Казахстане постоянно увеличивается и в ряде городов трибуны заполняются уже больше, чем наполовину, больших прибылей в клубные кассы эта статья доходов не приносит. Объяснение тому довольно простое: цены на билеты в Казахстане и в Западной Европе несопоставимы. Но это не только причина, но и следствие. Невысокого уровня игры казахстанских команд. Разве можно привлечь болельщика на стадион, если уже к концу первого круга чемпионата часть команд лишается всякой мотивации и начинает просто отбывать номер?

И еще один нюанс. В будние дни матчи в ряде городов, к примеру, в Алма-Ате, начинаются, как правило, в рабочее время! Здесь, как говорится, комментарии излишни.

2. Продажа клубной атрибутики

В большой степени эта статья доходов ничего (или почти ничего) не приносит клубам по причинам, изложенным выше. Правда, можно отметить еще один момент — менталитет болельщиков. Если за рубежом "боевая раскраска" и прочие зрительские атрибуты в виде плакатов, шарфов, шапочек и футболок является делом привычным, то у нас человека, отправляющегося на стадион с нарисованной на щеках эмблемой, скажем, того же "Кайрата", да еще в майке с надписью "Булешев", могут неправильно понять. С другой стороны, в той же России подобное стало нормой, так что не исключено изменение стереотипов и в Казахстане (по крайней мере болельщиков, "укомплектованных" шарфами, дудками и прочей фанатской атрибутикой, становится все больше), что позволит клубам пополнить свой бюджет с помощью этой статьи доходов. Если, конечно, они сами этого захотят. Если нет, деньги уйдут к пиратам.

Самим же клубам стоит потрудиться в тесном контакте со СМИ и на ниве популяризации своих футболистов. Казахстанские болельщики отлично знают звезд мирового футбола, а вот имена некоторых игроков национальной сборной знакомы лишь тем, кто специально следит за казахстанским футболом. Потому еще большой вопрос, станут ли майки с фамилиями казахстанских звезд конкурентоспособными рядом с "Зиданом", "Роналдо" или "Шевченко".

3. Трансферные сделки

Даже эта статья доходов не приносит большинству клубов серьезных дивидендов. Если не считать игр в еврокубках, казахстанские футболисты пока и не дебютировали в европейских соревнованиях. В первую очередь имеются в виду официальные матчи национальной и молодежной (олимпийской) сборных. Потому для потенциальных покупателей из дальнего зарубежья казахстанцы пока не очень известны, и основным рынком сбыта для наших клубов остается Россия. Однако нынешней зимой ни один футболист из казахстанского клуба не перешел в какой-либо клуб даже первого дивизиона. В сравнении с тем, что мы наблюдали несколько лет назад, спад интереса к казахстанским футболистам налицо.

На внутреннем же трансферном рынке либо фигурируют слишком небольшие суммы, либо вовсе никакие. Как сказал один из руководителей одного из казахстанских клубов, живые деньги клубы платят только за иностранных футболистов, приезжающих из-за рубежа, переходы же внутри страны происходят, как правило, без компенсации. Впрочем, в этом виноваты сами клубы. Если даже уже в России игроки заключают с клубами долгосрочные контракты, то в Казахстане едва ли найдется футболист, срок действия контракта которого превышает два года. Вот и получается, что отыграл игрок год и волен идти на все четыре стороны. Поскольку по новым футбольным законам по окончании срока действия контракта футболисты старше 23 лет обретают статус свободных агентов.

4. Спонсорские вложения

Именно средства, получаемые от спонсоров, наряду с помощью от местных властей, позволяют сегодня держаться клубам на плаву. При этом о наличии спонсора иногда можно судить по названию клуба. достаточно вспомнить, как несколько лет назад в чемпионате страны выступали карагандинский "Шахтер-Испат-Кармет", петропавловский "Аксесс-Голден-Грейн" или кзыл-ординский "Кайсар-Харрикейн".

Большую долю прибыли зарубежным клубам приносит рекламная деятельность. При этом клуб может выбирать из целой очереди желающих разместить рекламу своей компании, скажем, на футболках команды. В Казахстане этот способ зарабатывания денег пока служит приманкой для потенциальных спонсоров, которые клевать на нее не спешат. Понять их в какой-то степени можно - плата за то, что название твоей компании увидят пять или шесть тысяч зрителей, не кажется выгодным размещением капитала. Однако теперь появились предпосылки к улучшению ситуации. С нынешнего сезона матчи чемпионата станут регулярно транслироваться телеканалом "Хабар", а это уже миллионы зрителей. Так что в руках клубов появился еще один весомый аргумент при ведении переговоров с потенциальными рекламодателями, и, возможно, не за горами те времена, когда не клубы будут искать спонсоров, а спонсоры сами будут обивать пороги клубных офисов.

Самат КОЖАХМЕТОВ, председатель правления ОАО ФК "Женис":

— Чтобы создать футбольный клуб, отвечающий всем современным требованиям, нужно как минимум три года. Новая команда управленцев пришла в "Женис" только в середине прошлого сезона. Пока мы только присматривались, изучали опыт российских клубов. У нас есть ряд проектов. Над их воплощением в жизнь и предстоит теперь потрудиться. В частности, нам пока не в полной мере удается наладить контакт с болельщиками. Ведь это ненормально, когда стадион заполнен только наполовину. Одной из причин подобного явления, как мне кажется, является тот факт, что в казахстанских клубах немало приезжих футболистов, не обязательно легионеров, но и игроков из других городов. К тому же составы команд каждый год меняются практически полностью. Футболисты не успевают стать для болельщиков, что называется, своими. А ведь даже при нынешней цене на билеты и при условии стопроцентного заполнения трибун клуб может выручить вполне приличные деньги. Пока же мы проедаем деньги государства. Ведь ни для кого не секрет, что казахстанские клубы в основном финансируются областными или городскими акиматами.
— Участие "Жениса" в Лиге чемпионов как-то отразилось на финансовом состоянии клуба?
— Не особенно, ведь мы выбыли из розыгрыша после первого же квалификационного раунда.
— Может, казахстанским клубам стоит пойти по пути клубов ряда западных стран, основная цель которых - воспитание молодых футболистов и дальнейшая их продажа в более благополучные страны?
— Безусловно, это можно рассматривать как один из вариантов пополнения клубной казны. Но посмотрите, последний раз местный футболист стабильно выходил в основном составе "Жениса" десять лет назад. Всех интересует только результат. Причем сегодня, сейчас. Ждать никто не хочет. Поэтому и приглашают исполнителей со стороны под конкретные задачи. А ведь для воспитания талантов нужно время.

Виталий КАГАН, президент ФК "Елимай":

— На чем сегодня мы можем зарабатывать деньги? В первую очередь - на трансферах наших футболистов. Последний пример - Андрей Карпович, уехавший год назад в "Ростсельмаш" (нынешний "Ростов"). В идеале можно зарабатывать с помощью оказания рекламных услуг. Скажем, размещении рекламы на форме команды или рекламных щитах вокруг поля. Определенный доход способна принести продажа билетов и абонементов, а также различной клубной атрибутики. Последнее, правда, у нас пока не сильно развито. Но все это будет работать только при условии, что команда борется за высокие места и находится в турнирной таблице на месте не ниже, скажем, пятого. Тогда к ней высок интерес и со стороны болельщиков, и со стороны потенциальных рекламодателей.

Халимжан ЕРЖАНОВ, президент ФК "Тобол":

— Конечно, мы пытаемся зарабатывать самостоятельно. Планируем, например, открыть магазин, где будем торговать экипировкой, футбольной атрибутикой. Хотим взять на себя торговлю продуктами питания на стадионе. Недавно выбили два клочка земли под футбольное поле, уделяем внимание своей детско-юношеской школе.
Есть немало способов заработать деньги, но есть и немало "но"… Возьмем, к примеру, доход от реализации билетов. На Западе это довольно существенный источник пополнения казны футбольных клубов. Однако невысокая покупательная способность населения не позволяет нашим клубам на этом серьезно заработать. Чем богаче будет общество, тем лучше будут жить и футбольные клубы. Пока основная масса не готова платить за билет на футбол даже 1 000 тенге, как, скажем, за билет на концерт, 150-200 тенге - это потолок. Теперь давайте посчитаем. Определим среднюю посещаемость матчей примерно в 3 000 человек. В год команда проводит порядка двадцати домашних игр. Что получается? 9 000 000 тенге - это ведь не бюджет для футбольного клуба. Тем более, что почти все эти деньги уходят на аренду стадиона, который опять же клубу не принадлежит. Ведь что, по сути, есть сегодня на балансе практически любого казахстанского клуба? Ничего.
— А как же контракты футболистов?
— В нынешних условиях и это уже не много. Так что даже от России мы значительно отстаем. За того же Ярошика московские армейцы заплатили порядка четырех миллионов долларов — это бюджет четырех казахстанских клубов!
— Из чего складывается бюджет "Тобола"?
— Половина — государственные средства, вторую мы зарабатываем сами с помощью рынков, переданных властями нам в управление. Но это у нас такая ситуация, а что другим делать? Как только власти от команд отвернутся — всё, конец. На первых порах нам просто необходима государственная поддержка.
— В чем она должна выражаться?
— Самое главное - в содействии развитию детско-юношеского футбола, создании специальных классов в общеобразовательных школах. Нам нужны сильные детские тренеры. Кто знает, может, у нас вырастет свой Зидан. В любом случае средства, пущенные на развитие детско-юношеского футбола, окупятся. А посмотрите, на каких "огородах" тренируется наше подрастающее поколение футболистов?! Обратите внимание, как принимают мяч наши футболисты. В момент приема они смотрят не вокруг, а вниз, на мяч. Как же он может играть с высоко поднятой головой, если у нас поля неровные, еще неизвестно, докатится до тебя мяч или, ударившись о кочку, улетит в сторону. Вот вам ещё один момент - нужно делать качественные футбольные поля. В межсезонье казахстанские клубы выезжают для проведения сборов в теплые края, что неудивительно, поскольку дома просто негде заниматься. А почему бы не построить манеж с искусственным полем, где команды смогли бы готовиться зимой?
Возвращаясь к зрителям, вспомните, как раньше на футбольных матчах проводились розыгрыши лотерейных билетов. Это дополнительная возможность привлечь зрителей на трибуны, но нужно, чтобы в этом вопросе навстречу пошло министерство финансов.
— Почему, на ваш взгляд, спонсоры не спешат помочь казахстанскому футболу?
— Видимо, коммерческие структуры еще не настолько богаты или футбол их пока не интересует. Бывают случаи, когда спонсоры клубам помогают, но делают они это по большей части по настоянию все тех же местных властей. Мы тоже пытаемся привлечь внимание бизнеса к "Тоболу". При этом мы не просим помощи, мы предлагаем сотрудничество, в первую очередь рекламу на футболках, на стадионе, но пока особого интереса нет. В прошлом году на футболках наших футболистов мы размещали рекламу телекомпании "Алау", но денег на этом не заработали. Это было нечто вроде бартера с нашим информационным партнером.
— Чего вы ожидаете в финансовом плане от предстоящего участия в Кубке Интертото?
— Естественно, не только прибыли, но и затрат. Прежде всего я имею в виду транспортные расходы и премиальные для футболистов. Даже на продаже билетов, я думаю, мы не сильно выгадаем.
— А если к игрокам "Тобола" проявят интерес зарубежные клубы?
— Мы не заинтересованы в продаже наших футболистов. Сами-то как играть будем? Вот если бы тому же Нурболу Жумаскалиеву на пятки наступала перспективная молодежь, тогда другое дело. Так ведь этого же не происходит.

 Публицистика

 Наш спонсор

 Реклама